SOME OLD ALBUM COV­­­ERS: О ЗОЛО­ТОЙ ЭРЕ МУЗЫ­­­КАЛЬ­­­­­НЫХ ОБЛО­­­ЖЕК


Музыкальная обложка — специфический художественный жанр изобразительного искусства, говорить о котором возможно исключительно в контексте исторического развития музыкальной индустрии в целом. Данная проблематика выходит далеко за рамки простой хронологии музыкальных жанров популярной музыки и андеграунда, затрагивая политический, социо-культурный аспект развития западного общества. Стилистика и символика жанра многообразны. Обложка музыкального альбома давала немыслимую творческую свободу ее создателям; зачастую ими могли быть дилетанты без художественного образования. Не имея строгих канонов оформления, двенадцатидюймовый конверт становился своеобразным окном в самые потаенные уголки общественных умонастроений, выявляя острые социальные противоречия.

«Man, if you want to see where the world's been, just look through some old album covers.»

Patti Smith
(Record Album Art, 1978)

«Когда вы просматриваете коллекцию музыки на своем Ipod, перед вашими глазами — идея Алекса Штайнвайса»

Пола Шер, бывший дизайнер обложек в Columbia Records,
ныне совладелица дизайнерского бюро Pentagram.

picture

Будучи молодым графическим дизайнером, Алекс Штайнвайс делает успешную карьеру в крупной американской звукозаписывающей компании Columbia Records и в 1939 году становится ее главным арт-директором. Ему доверяют разработать принципиально новый подход к оформлению грампластинок. Штайнвайс не просто создает новый формат упаковки пластинок, но и впервые художественно оформляет обложку, исходя из принципа неразрывной связи визуального и музыкального образа.

Алекс категорически отказывается от непривлекательных коричневых, рыжих, темно-зеленых конвертов из простой вощеной бумаги и меняет их на красочные, композиционно сбалансированные, абстрактные коллажи, иллюстрирующие музыку точными графическими метафорами. Прибыль Columbia Records стремительно растет — по данным Newsweek продажи «Героической симфонии» Бетховена в новом оформлении выросли в девять раз. Однако новаторство Штайнвайса не было просто коммерчески успешным шагом, оно сформировало то самое трепетное отношение меломанов к музыкальной обложке, которая впоследствии станет новым художественным жанром наряду с графическим плакатом.

picture

В 1948 году все та же Columbia Records представляет на рынке так называемый долгоиграющий альбом (Long Play) — старый-добрый LP, ставший самым ходовым форматом в звукозаписывающей индустрии вплоть до 80-х годов. Новая пластинка на 33 оборота вмещала почти 60 минут непрерывного звучания. В это же время крупные лейблы следуют примеру Columbia Records и сотрудничают с такими графическими дизайнерами, как Джим Флора, Райд Майлс, Рудольф де Хэрэк, Нил Фуджита.

Red Miles

Jim Flora

Neil Fujita

Настоящей революцией в дизайне музыкальных пластинок становится фотография. Музыканты перестают прятаться за цветными абстракциями и изощренной типографикой, они начинают не просто исполнять музыку, они становятся знаковыми фигурами — теперь обложки пластинок украшают их портреты во всевозможных позах и ракурсах. Удивительно характерные и выразительные снимки джазовых знаменитостей делают Arnold Newman, Charles Stewart, Pete Turner, Esmond Edwards, Herman Leonard.

Одна из самых ранних обложек с использованием фотографии — пластинка With Love From A Chorus on LM-1815, вышедшая в 1954.

Эра господствующего джаза закончилась с выходом знакового альбома группы Bill Haley & the Comets «Rock Around the Clock». Конверт был оформлен традиционно с использованием коллажа и рисованной типографики и внешне все еще напоминал оформление джазового сборника, но музыка, звучавшая с пластинки, несла в себе колоссальный заряд энергии нового жанра. Всеобщий послевоенный подъем среди американской молодежи подготовил плодотворную почву для зарождающегося рок-н-ролла, который в полной мере мог выразить бунтарские настроения тинейджеров. Молодые американские парни и девушки моментально восприняли новое звучание, сделав рок-н-ролл саундтреком своего подросткового бунта. Уместной иллюстрацией тому послужит дебютная обложка набирающего популярность Элвиса Пресли. Объектив мастерски выхватывает кульминационный момент выступления, мы уже почти слышим этот бессмертный рок-н-ролльный бит. Напряжения добавляет жирный двухцветный гротеск по периметру. Разглядывая эту обложку, мы проникаемся настроением целого поколения.

picture picture

Анализ обложек альбомов Пресли наглядно иллюстрирует мощный, взрывной, протестный характер начала его музыкальной карьеры и последующее вырождение и превращение символа бунта в растиражированный образ поп-звезды. Влияние продукта фабрики грез на массовую культуру также трудно недооценивать, и тот факт, что популярный рок-музыкант делает головокружительную карьеру киноактера, тому доказательство. Поздние обложки Элвиса очень кинематографичны. Перед нами уже не тот бунтующий, полный энергии музыкант, играющий и поющий, — на нас смотрит глянцевая картинка, белозубая икона с идеальной прической превращается в предмет поклонения, а затем пародирования. Энергетика протеста по иронии судьбы вырождается в символ поп-культуры, не чуждый пошлости и коммерциализации.

Вместе с тем значение обложки растет пропорционально количеству и популярности музыкальных групп, а также пропорционально продажам их пластинок. Исполнителей новой экспериментальной музыки становится все больше, каждый альбом почти «кричит» со своей магазинной полки, в попытке выиграть борьбу за внимание потенциального покупателя. Художественным оформлением пластинок начинают интересоваться молодые студенты художественных колледжей, друзья музыкантов The Beatles, Pink Floyd, The Rolling Stones, близкие к их творческому процессу. Наглядным примером такого сотрудничества несомненно являются культовые обложки The Beatles Revolver (сделанная в 1966 году Клаусом Вурмэном и вышедшая через год), обложка Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band Питера Блэйка, ставшая одной из самых запоминающихся и пародируемых иллюстраций к музыкальному альбому. The Beatles были эталоном во всем, — обложки их пластинок всегда были барометром вкуса и стиля.

picture
picture
picture
picture
picture

1970-е годы подарили истории обложки удивительного Сторма Торгерсона. Его сюрреалистический ироничный стиль узнаваем с тех пор, как он начал плотно сотрудничать с Pink Floyd. Будучи автором большинства их обложек, Сторм стал знаменитостью в своем жанре. Процесс создания иллюстрации у него всегда сопровождался грандиозными усилиями. Его обложки настоящие в том смысле, что горящий человек не фэйк и горит по-настоящему, армия железных кроватей, уходящая в перспективу морского берега не обманка компьютерной графики, а выстроена вручную.

Помимо работы с Pink Floyd Торгерсон оформлял альбомы Led Zeppelin, Scorpions, Genesis, Black Sabbath, Peter Gabrial, Muse и Cranberries. Учрежденная в 1968 году, студия Hipnosis работала 15 лет и специализировалась исключительно на оформлении музыкальных альбомов — событие исключительное в истории дизайна музыкальных обложек, поскольку впервые дизайнеры и художники так пристально обратились к этому жанру.

picture

Культовой фигурой жанра начала 80-ых считается художник-постмодернист Питер Сэвилл. Основав независимый лейбл Factory Records, он как никто другой был близок и к миру музыки, и к миру искусства. Его деятельность не ограничивалась обложками, он рисовал плакаты, пригласительные билеты, оформлял вечеринки. Наиболее известен дизайн обложек для Joy Division, New Order, Orchestral Manoeuvers In The Dark. Дизайн Питера был настолько хорош, что оформление обложек для OMD получило едва ли не большую известность, чем сама музыка. Группа не меняет стиль до сих пор, а ретроспектива обложек OMD заслуживает отдельного внимания.

picture
picture
picture
picture
picture

Конец 70-х и начало 80-х были эпохой расцвета обложки, а закат пришелся на конец десятилетия, когда эра лонг-плэя закончилась появлением дешевого и практичного компакт-диска. Арт на обложке становился чем-то второстепенным, на диск наклеивались многочисленные логотипы, голограммы, ценник — картинка на обложке не будоражила, не разрывала шаблоны цензуры, не становилась рупором бунтарей панк-рокеров — все это уже было, все уже случилось. Примечательно, что самые известные, самые запомнившиеся обложки, которые могли бы прийти на память, едва преодолеют временной рубеж середины 80-х. Именно тогда музыкантам открылись новые медийные площадки для популяризации своего продукта — съемкам клипов отводилась львиная доля бюджета рекламной кампании выпускаемого альбома.

Эстетика 12-дюймого арта остается жить в малочисленной среде ценителей аналогового звука, уходя в прошлое, превращаясь в забаву городской интеллигенции. Все чаще открываются выставки, посвященные художникам-оформителям, работавшим с обложками, — музейные экспонаты и, увы, достояние истории — а не живой, дышащий настроениями масс объект дизайна. Питер Сэвилл более категоричен в выводах, заявляя о смерти музыкальной обложки. В какой-то степени можно с ним согласиться, — разноцветные картинки медиатеки iTunes едва ли могут произвести впечатление, сравнимое с тем, что испытывал счастливый обладатель пластинки The Rolling Stones Sticky Fingers, — молния на фотоснимке Энди Уорхола была настоящей, ее можно было открыть.

Вопрос о будущем обложки остается открытым. С развитием веб-технологий, смартфонов и приложений дополненной реальности музыкальная обложка имеет все шансы преобразиться, приобрести новый интерактивный формат. Тем не менее, таким, каким мы его знали и запомнили, cover art уже никогда не будет.

picture
comments powered by Disqus