Бук­­­­варь Homo videns: рамка


Рамка — это граница гетто, в котором может развертываться разрешенное, позволенное визуальное. Отрыв рамки от монументального, шире контекстного искусства, в свое время был не менее значимым, чем «огораживания» для развития капитализма в Англии. Вот некоторые наблюдения по поводу рамки:

— Рамка — окно в некий другой мир. Очень интересно, что же происходит в скрытой части приокрытого и транслируемого рамкой мира?

— Рамка — средство визуальной арт-логистики. Рамка позволяет доставить отраженную реальность на уровень глаз; с рамкой удобнее.

— Рамка — также способ упаковки визуального.

— Рамка как бы расчищает огороженное и разрешенное для творчества пространство; обрамленное пространство становится арт-пространством; а в обрамленном пространстве как бы позволена арт-инженерия.

— Уже не существует канона для рамки — она может быть какой угодно формы; иногда рамка становится самоценной и может соперничать с обрамляемым, либо прикинуться контекстом-обманкой для обрамляемого.

— Рамка огораживает эдакий визуальный театр. Жанры станкового визуального производства вообще предполагают соучастие наблюдателя. Обрамляемому совершенно необязательно прикидываться как бы настоящим: наблюдатель может додумывать, домысливать, включать воображение; обрамляемое даже может иметь некий язык для чтения себя.

— Рамка как бы «обезреаливает», обезвреживает, пастеризует картинку как допустимое и заслуживающее внимания (или как минимум взгляда) ненастоящее.

— Сегодня уже точно можно говорить о том, что обрамленное НЕ МОЖЕТ вызвать скандал, негативную реакцию или спровоцировать действие; если такое все-таки случается в наши дни, то оно говорит скорее не об обрамляемом, а о самих наблюдателях.

— В сегодняшней ситуации чудовищного визуального спама любая неценная картинка именно рамкой может добрать ценности и статусности.

— Искусство всегда норовило сбежать из рамы, а современное искусство рамку уже покинуло.

— Рамка обозначает изначальную законченность подчас еще не начатого обрамляемого. «Законченность» или «незаконченность» обрамляемой картинки становится художественным приемом, языком для коммуникации наблюдателя и обрамляемого.

— Есть целый институт (прибежище, потребитель, гавань), потребляющий комплекс «рамка + обрамляемое» — это Музей.

— Рамка форматирует картинку, обрамляемое, как продукт, как ценность. Рамка провоцирует обретение обрамляемым стоимости — забавно, но в XIX-XX вв. довольно широко практиковалось превращение фресок в станковые вещи; у нас в Эрмитаже есть вырезанный из церковной стены Фра Анджелико.

— Рамка — это государственная граница, обозначение суверенной зоны.

А в качестве самоценных и «не иллюстрирующих» иллюстраций позвольте представить вам подборку рамок из Метрополитен-музея.

comments powered by Disqus