Апология цитаты: «Физрук» и Breaking Bad


Лучший отечественный сериал последнего времени — «Физрук» — отличается нетипичным для российской телепродукции вниманием к конструкции сюжета. Начинаясь как ситком о несоответствии менталитетов бандита из 90-х и школьников 2010-х, он постепенно перерастает в сложноустроенную драму отношений, разворачивающуюся в пространстве нескольких сезонов.

Сюжетное построение «Физрука» перенимает массу узнаваемых сюжетных поворотов из лучших образцов зарубежной сериальной продукции. Рассмотрим параллели, возникающие наиболее часто — с сериалом «Во все тяжкие». В двух эпизодах «Физрука» встречаются прямые цитаты: один раз американский прообраз называется прямо, когда в школе физрука начинают распространять наркотики, другой раз Breaking Вad обыгрывается в пародийном ключе — Фома организовывает подпольное производство коньяка, и процесс перегонки показан в уже узнаваемой по американскому сериалу манере, с дотошным вниманием к деталям химических процессов.

Цитаты эти неслучайны, так как у этих сериалов действительно много общего. В первую очередь объединяет их образ главного героя, которого не отпускает криминальное прошлое. Конечно, в американском сериале мы сначала видим героя в его криминальном становлении, а в русской версии мы имеем дело уже с итогами криминальной карьеры героя. Однако в 5-м сезоне ситуация в ВВ вполне напоминает начало «Физрука»: Уолтер Уайт, уже завязавший с наркобизнесом, вынужден вновь обратиться к нему под давлением внешних обстоятельств.

Структура разделения на сезоны, напоминающая компьютерную игру, где на каждом уровне есть свой босс, традиционна для американских сериалов и обрела в ВВ свою квинтэссенцию. Напомним, что первые два сезона Вreaking Вad связаны с фигурой мексиканского барыги Туко, третий и четвертый — уже с куда более серьезным наркодельцом Густаво Фрингом, а пятый — вновь с более маргинальной фигурой: молодым парнем Тодом, племянником главаря неонацистской преступной группировки.

В первых двух сезонах «Физрука» ситуация схожая: первый сезон главный герой, Фома выполняет задание своего бывшего босса Мамая, фигуры, несмотря на все свое влияние, довольно локальной. Во втором же главную роль играет Белка, бизнес-леди нового поколения, вполне соотносимая с чернокожим наркобароном-аккуратистом из ВВ.

Знаменитые клиффхэнгеры, характерные для массовой культуры в принципе, начиная по меньшей мере с Дюма, чьи «Три мушкетера» печатались по главам в ежедневной газете, достигают в ВВ своего пика — одна из серий заканчивается посреди кульминационной перестрелки наркоконтроля с неонацистами. То же мы видим и в «Физруке» — второй сезон заканчивается новыми неприятностями для Фомы, предполагающими развитие в последующих сериях.

Структура взаимоотношений между персонжами также узнаваемо цитирует ВВ. Помимо главных героев и их боссов, можно обратить внимание на присутствующие в обоих сериалах фигуры младшего помощника (Джесси Пинкман и Димас из Батайска), с которым главного героя связывают сложные отношения партнерства-дружбы-вражды в американском сериале и родственные узы в русском.

И все же надо сказать, что в случае с «Физруком» мы имеем дело не со слепым копированием, но с творческой переработкой шаблонов, взятых из сериала Винса Гиллигана. Некоторые цитаты узнаваемы, но отдельный штрих придает им самостоятельную ценность. Так, одна из сцен «Физрука», где Фома должен установить прослушку в кабинете Мамая по приказу своего нового босса, пересекается с эпизодом из ВВ, где Уолтер Уайт делает то же самое в отношении Густаво Фринга по просьбе своего брата из наркоконтроля. В обоих случаях они не желают «сдавать» свое начальство и рассказывают им о «жучке». Разница же между сериалами — в отношении государства к преступному миру. В ВВ с нелегальным бизнесом ведет серьезную войну наркоконтроль, т.е. государственная структура. В «Физруке» же государство и органы противопорядка практически отсутствуют, а главные действующие стороны конфликта — различные мафиозные группировки. Полиция, если и появляется в сериале, то в комических эпизодах — например, в качестве ряженого сотрудником правопорядка мошенника, вымогающего деньги у бизнесменов. Если же полиция выполняет свои прямые обязанности, то прибывает на место происшествия поздно и демонстрирует полное непонимание истинного положения вещей — как в финальной сцене второго сезона, где главный злодей остается безнаказанным.

В целом, второй сезон «Физрука» заканчивается примерно на том же месте, где закончился Breaking Bad: герой расплачивается за свое прошлое, в одном случае — смертью, в другом — заключением в тюрьму. Остается надеяться, что в дальнейшем создатели «Физрука» выйдут из-под влияния ВВ и продолжать развивать оригинальные черты, присущие сериалу. А это, в первую очередь, соединение жанров ситкома и социальной сатиры с криминальной драмой. Именно здесь «Физрук» говорит новое слово, виртуозно смешивая зарубежные жанровые схемы с родными реалиями сериалов на ТНТ.

comments powered by Disqus