Несколько слов о лет­­­­­те­ринге


Представляем нашим читателям «шутерсы» — материалы дружественного «Ризоме» иллюстраторского агенства Bang! Bang! Studio.

Если шрифт — это универсальный дизайнерский инструмент, то леттеринг — скорее художественный объект одноразового применения. Поэтому он все чаще становится заводью иллюстраторов, а не конструкторов шрифта. Всеобщая практика показывает, что художники умеют любить буквы не меньше шрифтовиков. И эта любовь, может быть, не такая основательная, зато искупает недостаток педантичности своей пылкостью и воображением.

Главным леттеристом (леттерингистом? леттеринг-мейкером?) планеты хочется назвать Марьян Банджес (Marian Bantjes) — может быть, не за количество, но точно за качество ее работ. Она много лет совершенствует эту область, пользуясь не только карандашом и графическими редакторами, но целым арсеналом в хорошем смысле неуместных предметов. В выборе поверхностей Банджес тоже не скромничает. Рисует свои буквы и сахарной пудрой на морковном кексе, и пальцем на замерзшем стекле, и иголками на лепестках цветов, и паяльником по деревянной столешнице, в общем — you name it.

Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес

После почти десяти лет руководства собственной студией Марьян Банджес бросила зарабатывание деньги, чтобы заняться душеспасительным леттерингом. Сейчас она живет в уединении крошечного безымянного острова на западном побережье Канады. Время от времени приезжает на большую землю дать мастер-класс или поговорить со студентам, с удовольствие участвует в коллаборациях с крупными американскими и европейскими студиями вроде Droog. И состоит в переписке с главными дизайнерами планеты — по разным праздникам эти счастливчики получают от нее бумажные письма с рукотворными рисунками.

Банджес

Было бы непорядочно не заметить, что столь благостной профессиональной жизнью в этой узкой области живут единицы, а большинство вынуждены зарабатывать деньги «черным» дизайнерским трудом, отложив рисование букв на вечер выходного дня. Именно поэтому опыт Банджес вдвойне ценен. В 2010 году вышла ее книга «I wonder» с собственными иллюстрациями. Кроме того, что это образец весьма талантливой литературы (все-таки автор — еще и доктор гуманитарных наук), это настоящий художественный артефакт, который невозможно выпустить из рук. Нет ничего удивительного, что многие ее работы уже разобраны крупнейшими дизайн-музеями мира. А недавно вышла еще одна книжка — «Pretty Pictures» — монография работ Банджес, тоже крайне рекомендуемая к обладанию.

Банджес
Банджес

Одна из самых интересных работ Бантжес — «сахарная» серия для проекта
Стефана Загмайстера Things I Have Learned In My Life So Far:

Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес
Банджес

Вообще Загмайстер, не будучи леттеринг-художником, одним проектом сделал очень многое для развития этой области. И показал особенный класс в деле приручения клиента. Дело было так: в 2006 году Загмайстер, пользуясь своей звездной репутацией и отчасти видимо черной магией, уговорил нескольких заказчиков предоставить свои рекламные поверхности в качестве площадки для своего персонального арт-проекта (при этом логотип клиента в правом нижнем углу все-таки оставался). Он взял фразы из личного дневника и сложил из них леттеринги разной степени безумия в разных точках планеты.

Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер

У каждой работы из этой серии — своя история. Например, лиссабонский билборд был изготовлен Стефаном и компанией вручную на нью-йоркской крыше. Выложенная картоном на газетной бумаге надписи «Жаловаться глупо. Действуй или забудь» неделю пролежала под солнцем, а затем рулоном была отправлена в Португалию.

Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер

«Билборд повесили на солнечной стороне улицы. В первый день надпись можно было легко прочесть, через три дня она начала блекнуть, а через неделю в Лиссабоне уже никто ни о чем не жаловался» — рассказывает Загмайстер.

Загмайстер

А вот леттеринг под микроскопом — «Начать заниматься благотворительностью удивительно легко»:

Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер

И леттеринг из 650 тысяч евроцентов на площади Амстердама (большую часть которых растащили местные жители) — «Одержимость портит мою жизнь, но способствует работе»:

Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер
Загмайстер

Остальные работы из этой серии можно посмотреть на сайте студии

Sagmeister & Walsh

Арем Дуплесси

Еще один человек, последовательно занимающийся популяризацией леттеринга, — арт-директор газеты The New York Times Арем Дуплесси. Его взнос в это дело можно еженедельно наблюдать в рубрике On Language, которую с 2005 года от номера к номеру оформляет новый иллюстратор. За более чем три сотни номеров NYT удалось ни разу не повториться и показать миру много красивого леттеринга.

Дуплесси
Дуплесси
Мартина Флор
Мартина Флор
Мартина Флор
Мартина Флор
Мартина Флор
Джессика Хиш
Джессика Хиш
Джессика Хиш
Джессика Хиш
Джессика Хиш
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дан Кассаро
Дана Танамачи
Дана Танамачи
Дана Танамачи
Дана Танамачи
Сэм Бевингтон
Сэм Бевингтон
Сэм Бевингтон
Сэм Бевингтон
Lettering vs Calligraphy
Lettering vs Calligraphy
Lettering vs Calligraphy
Lettering vs Calligraphy

И все-таки нигде не водится столько леттеринга, как в рекламе. Один из прекрасных российских кейсов — работа, совместно нарисованная иллюстратором Евгением Тонконогим (Bang!Bang! Studio) и каллиграфами Олегом Мацуевым и Катериной Кочкиной по заказу Leo Burnett Moscow:

Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio

Леттеринг-работы еще одного иллюстратора Bang!Bang! Игоря Мустаева:

Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
Bang!Bang! Studio
comments powered by Disqus