Реша­ю­щий взгляд Скай Фер­рейры


В апреле 2014 года американская певица Скай Феррейра выпустила клип ’I Blame myself’ по следам своего дебютного альбома. Видео, на первый взгляд, ничем не примечательное — белая женщина танцует в гетто Лос-Анджелеса и разъезжает на машине с водителем афроамериканского происхождения (и по совместительству своим танцором). Ближе к концу Скай меняет декорации на полицейский участок — с привязкой не сюжетной, а документальной (певицу арестовывали за хранение наркотиков). Но скоро возвращается на круги своя, к черным танцорам и обшарпанной стене, служащей фоном для танцевальной площадки.

Тем не менее, в память врезается динамичный ритм композиции, контрастирующий с вербальной аранжировкой. В ней певица признается фанатам, что на самом деле обвиняет себя в собственной репутации. Слова замыкаются на попытке прокричать различия между образом певицы в медиа и ее самовосприятием, не сильно ушедшим вперед с 10-летнего возраста (тогда Скай на 2 года отказалась говорить, потому что сказать было нечего).

Скай-Феррейра Скай-Феррейра

Все заявленное носит отчетливо исповедальный жанр и в поп-музыке обычно сопровождается опущенными ресницами и будто нечаянным взглядом снизу. Скай за редкими паузами все видео смотрит прямо в камеру — и смотрит то пристально, то прищуриваясь, то откидывая голову назад, но потом передумывая — словом, кривляясь. Мимику дополняют телесные движения с мотивами «перед зеркалом».

Скай-Феррейра
Скай-Феррейра Скай-Феррейра Скай-Феррейра

Самоирония в 2013-2014 стала совсем не чужда музыкальному мейнстриму — например, благодаря Майли Сайрус (к слову, протеже Скай) с ’We can’t stop’, ’Anaconda’ Ники Минаж и ’Shake it off’; Тэйлор Свифт. Эти видеоклипы построены вокруг темы тверка. Задницами на MTV никого не удивить с момента появления этого телеканала, но именно здесь сексуальность отходит на второй план, а на первом — ничем не прикрытое кривлянье и смех над собой. Происходящее напоминает карнавал — он поглощает любые попытки создать «историю» в клипах (если не считать историей не прекращающуюся вечеринку и спортивный зал в джунглях). Видеоклипы, что самое главное, и не являются пародиями — ведь девушки поют, в первую и последнюю очередь, о той среде, чьей сердцевиной являются.

Границы такого освобождения пролегают не внутри одного видео-пространства, но на их пересечении. Нашумевший ’Wrecking Ball’ Майли Сайрус снимает вопросы о телесной наготе, но не уничтожает культурный промежуток между частным и публичным: певица со слезами на глазах поет о любовных злоключениях (раскрыть такую правду она может только в состоянии аффекта), а в известных сценах с бетонными стенами и шаром на цепи украдкой дает фанатам шанс посмотреть на свои страдания. Любопытно, что в лирической ’Adore You’ прямой взгляд Майли в камеру обусловлен тем, что у нее в руках — собственное устройство для видеозаписи. То есть, все показанное предназначается (придуманному) бойфренду, а нам перепало по секрету или непредвиденной ошибке.

Скай-Феррейра

Скай Феррейра соединяет в одной композиции игровое поведение и обличающий саму себя текст. Никакого защитного слоя в виде воображаемых «любовей» здесь нет. Певица обращается напрямую к зрителю (который, как поется, судит о ней по одной обложке), смотрит на зрителя и — танцует для него. Равновесие, нарушенное отрицанием личного пространства, восстанавливается на уровне телесных движений. Танец ближе к концу клипа стилизован под хореографию Майкла Джексона (бывшего другом семьи Скай и клиентом ее бабушки-парикмахера). Танец превращает происходящее в ритуал, омертвляет содержание слов под стать звучанию синти-попа. Эти движения закольцовывают ход событий, лишают клип вклинившегося сюжета. Профили танцоров в финале и есть те самые зеваки, наблюдающие за Скай, но уже не с обожанием, а скорее — серьезностью.

Скай-Феррейра

Если тверк Майли Сайрус, Ники Минаж и Тэйлор Свифт — это карнавал, который закончится с последней секундой видеоклипа, то Скай Феррейра идет дальше, соединяет театрализованное кривлянье с честностью, скрепляя этот союз взглядом, который, в итоге, бьет в точку радикальнее, чем все оголенные ягодицы перечисленных поп-звезд.

comments powered by Disqus