Осень, солнце и Серов


Однажды магистры Школы дизайна счастливым образом попали на выставку Серова в ГТГ. И вот наш взгляд на эту выставку. Взгляд каждого из нас:

Солнечный понедельник — мы стояли в очереди на выставку Серова и ГТГ.

Как заметила стоявшая рядом дама: народу много, ажиотаж, но лучше сейчас, чем зимой.

Очередь довольно быстро шла. И вот мы, наконец, купив билеты, сдав куртки, и преодолев все препятствия, уже внутри. Нас поразило огромное количество людей. Мужчины/женщины/дети — все разных возрастов. Очень много чудесных бабушек, которые нарядились и пришли с подружками, чтобы посмотреть на творчество Валентина Александровича.

Выставка прекрасна. Серов в таких объемах, в такой концентрации — впечатляет.

Он уделяет большое внимание лицу, глазам (тому самому «зеркалу души»)

Мы отмечаем для себя особенности живописной техники, говорим о том, как своеобразно поступает Серов в своих портретах: он уделяет большое внимание лицу, глазам (тому самому «зеркалу души»), и то, что находится рядом с лицом, как бы в его «поле» художник пишет с любовь и вниманием, а дальше словно бы небрежно. Чем дальше от лица модели, что свободнее, небрежнее удары его кисти. Любопытно, что на репродукциях это почти не заметно, а здесь, вживую — сразу бросилось в глаза всем нам.

Серову были интересны именно лица, характеры

Видно, что Серову были интересны именно лица, характеры, изюминки или изъяны каждого героя. Именно поэтому все лица будто слегка подсвечены, с какого ракурса ни смотришь на картину, лицо всегда выделяется из фона, оно словно сияет. И хочется пофантазировать об этом человеке, о модели...

«Этот, по-моему, был маменькин сынок».

«Мне кажется, она была очень доброй, но ее глаза слишком печальны».

«Неее, эта была слишком надменная дама».

«Изо всех сил старается выглядеть утонченным, но лицо мешает».

Но наши комментарии ничто по сравнению с отзывами народных ценителей, которые иногда удавалось подслушать.

Это мечта многих: рисовать именно так, парой штрихов

Позже мы спустились на нижний этаж, в полутьму экспозиции графику.

Грандиозная театральная декорация и небольшие зарисовки-эскизы. Тут сразу хочется стать искусствоведом и рассуждать о красивейшей, виртуозной линии, о тончайшем, динамичном изгибе, который сразу ложился на бумагу, схватывая силуэт модели. Это мечта многих: рисовать именно так, парой штрихов. Когда-то на первом курсе мы учились делать именно такие лаконичные наброски, но, всё-таки, отказаться от кучи линий и ластика оказывалось трудно.

Венера на рисунке Серова запросто могла быть мраморной

Серов... Его нежные балерины, пластичные красавицы, изящные натурщицы — все они притягательны, но... Что-то в них кажется странным. Именно в пространстве выставки, когда рисунки обступают со всех сторон, чувствуешь, что что-то не так. Это не дает мне покоя.

И тут — я вижу маленькую Венеру, которую Серов копировал с картины Тициана.

И здесь я понимаю, что так тревожило меня: холодность героинь Серова.

Его Венера получилась более настоящей, человечной, глубокой, в ее глазах (подчеркнутых глубокой тенью) читается движение души, которое отсутствует у Тициана. Но ее тело! Оно словно бы не интересует художника.

Тициан делает кожу теплой, гладкой, он пишет мягкие изгибы фигуры сдержанно, но чувственно. А Венера на рисунке Серова запросто могла быть мраморной. Или вовсе бесплотной. Она не вызывает влечения.

То же касается и штудий обнаженного тела: Серов виртуозно отрабатывает ракурсы, но как будто не стремится передать красоту женского тела. Его модерновая линия не кажется волнующей (в отличие, например, от вакхической линии Бакста).

А портрет Иды Рубинштейн! Это же сплошные углы на плоскости.

Может быть, для Серова восхищение женщиной было связано лишь с благородством и нежностью, но не со страстью?

Быть может, его идеалом были хрустальные глаза Юсуповой? Ведь он выделяет одни лишь глаза, все остальное в его портретах медленно расплывается, превращаясь в живописную стихию, совершенно отдельную от тела модели. Почти в абстракцию.

Приходит шальная мысль: это не модерн, это модернизм какой-то!

comments powered by Disqus