6 фото, от кото­рых вы будете про­сто в вос­тор­ге!


Я хочу показать вам шесть фотографий одного предмета, который был сделан в 1950-е годы в венской мастерской Карла Аубёка II. Это подсвечник. Он сказочный. Аубёк — волшебник. Фото взяты отсюда. Подсвечник продаётся. Цена соответствует его сказочности.

Мастерская Аубёков, делающая интерьерную мелочёвку (например, пепельницы, крючки на стену, статуэтки для книжных полок), существует с 1900 года, и всё это время ею руководили люди по имени Карл Аубёк. Их было четыре: основатель мастерской Карл Аубёк I, его сын Карл Аубёк II, внук Карл Аубёк III и правнук Карл Аубёк IV. Из четырёх Карлов наиболее известен второй. Он учился в Баухаузе.

Мы не осознаём, как огромно наследие Баухауза. Обычно помнят имена только трёх профессоров Баухауза, в большей степени архитекторов, чем дизайнеров, которые поехали в Штаты и насадили там традицию европейской модернистской архитектуры. Не буду называть эти имена, вы их и так знаете. Кто чуть глубже в теме, помнит Макса Билла и Йозефа Алберса, пионеров промышленного и графического дизайна в послевоенной Западной Германии. А ведь дизайнеров, связанных с Баухаузом, его бывших преподавателей и выпускников — десятки, и они родом не только из Германии (как Марианна Брандт, Вагенфельд, Делл, чуть менее известный Герберт Хирхе), но и из других германоязычных стран Европы: Макс Билл и Ханс Беллманн — швейцарцы, Аубёк Второй — австриец. Многих тяготы войны вынудили переселяться в Новый Свет, и не только в США, но, например, в Мексику, где выпускник Баухауза, американец по рождению, Михаэль ван Бёрен (не у всех американцев английские имена), проектировал мебель вместе с немецким эмигрантом Клаусом Грабе, выпускником той же школы.

И вот что ещё нам трудно осознать. Все эти люди не сохраняли верность «квадратному» стилю 20-х. Они менялись вместе с эпохой. Выпускники Баухауза в середине XX века, что Аубёк, что Вагенфельд, что Билл — это дизайнеры «органического модернизма», стиля, который черпал пластические идеи из искусства лирической абстракции, а не геометрической, как в 20-е годы. Если для нас Баухауз — это стиль, для них он был только школой. Играть с циркулем и линейкой им быстро надоело, зато функциональность, элементарная форма, правда материала — всё это осталось в их работах, и в нашем подсвечнике в том числе.

comments powered by Disqus