«Ри­зо­­ма» о крес­­лах Рисома


Во дворе Школы дизайна образовалась стихийная лаунж-зона из списанной мебели. Некоторые предметы, стоящие в ней, заслуживают особого разговора.

Например, вот эти два широких кресла без подлокотников, с белыми чехлами. Мне не удалось их как следует рассмотреть: каркас почти полностью скрыт под чехлами, которые невозможно снять, не распоров. Тем не менее, очевидно, что по пропорциям и даже по конструкции (насколько её видно) они очень точно повторяют кресло, спроектированное в начале 1940-х Йенсом Рисомом для Knoll. Хотя мне известны случаи поставок американской мебели в СССР, я всё же не осмеливаюсь думать, что это те самые кресла. Скорее всего, дизайн Рисома сворован каким-то восточноевропейским производителем, бирку которого, осмелившись распороть чехлы, я бы, скорее всего, на них увидел.

Йенс Рисом сотрудничал с фирмой Knoll недолго и спроектировал для неё только одну коллецию мебели, так называемую 600-ю серию (1941 г.). К ней, вероятно, относится и кресло. Во всяком случае, к ней точно относится стул 666 WSP, а кресло — по сути дела тот же стул с изменёнными пропорциями.

600-я серия Knoll — первая коллекция Knoll и первая модернистская мебель, выпущенная в Америке серией. Она часто встречается в интерьерах 40-х гг. Например, кресла Рисома стоят в доме Стэнли Розенбаума в американском городе под названием Флоренция (Florence), штат Алабама, построенном в 1939 году. Неизвестно, как архитектор дома, Фрэнк Ллойд Райт, отнёсся к тому, что заказчик поставил в его интерьере мебель Рисома. Скорее всего, плохо. Но она удивительно этому интерьеру подошла.

Вообще, как свидетельствует фотография нашего двора, дизайн Йенса Рисома, даже ворованный, несказанно украшает любой пространство.

На этой фотографии 1952 г. (фото сделал Балтазар Кораб) — гостиная в летнем домике Ирвина и Ксении Миллер в Уиндермире, штат Онтарио, США. Домик построил великий архитектор Эро Сааринен. Он — косвенный виновник того, что фирма Knoll перестала сотрудничать с Йенсом Рисомом: Ханс Кнолль, хозяин фирмы, женился на Флоренс Шуст, а та привлекла к работе несколько новых дизайнеров, в том числе Сааринена, своего друга детства, и Рисом остался не у дел. Тем не менее, в этом доме Сааринен решил поставить его кресла. А мог бы свои.

comments powered by Disqus