Шап­ка-у­­­­шанка или бин­­­­ди?


ШАПКА- УШАНКА ИЛИ БИНДИ?

Что общего у Броненосца Потемкина и индийского сари? Могли ли Зита и Гита вступить в Комсомол? Был бы Штирлиц близок к провалу в Бомбее? Задавая эти вопросы, мы хотим узнать, насколько похожими могут быть две совершенно, казалось бы, разные культуры. Холодная, заснеженная Россия и пряная жаркая Индия на первый взгляд не имеют ничего общего, однако, чтобы посмотреть, так ли это, мы посмотрим на одну знаковую, спорную, но очень любопытную часть культуры — кинематограф.

img

Кино сейчас является одним из самых значимых и влиятельных явлений. Во многом кино определяет моду, поведение, понимание. Всего пара фильмов — и все поголовно ходят в кожаных куртках, делают обрез из трубы и говорят фразами Данилы Багрова. Но иногда случается и обратный эффект — фильмы становятся «лакмусовой бумажкой» времени, отражая дух эпохи, стремления, народные чаяния и бесконечную силу героического Человека. Сравнивая основные вехи развития кино и влияющих на него факторов, попытаемся понять, есть ли общее «нечто» между такими разными странами, как Индия и Россия. Мы будем рассматривать период с 50-60-х годов и до 2000-х, зная, что в это время были сняты самые знаковые фильмы. К этому периоду обе страны подошли с ощущением того, что фильмы — это прекрасная кроличья нора, в которую каждый может погрузиться и обрести чудесный мир хэппи-эндов и победившего коммунизма, забыв все ужасы лишений и бедности, разрухи, масштабной и страшной войны.

1950-е 1960-е

В России на период 50-х годов происходит так называемая эпоха малокартинья. Восстанавливаясь от потрясений войны, СССР снимает немного, и все, что производится в этот период, подвергается резкой критике. Режиссеров обвиняют в недостаточном понимании советской действительности. Сталин, как известно, прилагает свою руку ко всему, от строительства до киносъемок. Однако, после смерти Сталина этот кризис проходит, и начинается оттепельное время для киноискусства и количество снимаемых фильмов резко увеличивается, равно как и количество актерских и режиссерских дебютов. Радость оттепели обусловила появление более свободных фильмов. В Индии в это время тоже обнаруживается подъем кинематографа, поскольку в стране установлена независимость. Кино в Индии, так же, как в СССР, является инструментом для возрождения культуры и подъема духа народа.

Однако в середине 60-х оттепельная радость в кинематографе СССР закончилась. Кремль фактически объявил войну независимому кино, которое не прославляло социалистический режим. Однако, как и в Индии, кинематограф был ознаменован большими достижениями. Культура испытывала творческий взлет, появлялась уверенность в светлом социалистическом будущем. Гагарин в космосе, коммунизм цветет буйным цветом, как гирлянды цветов в фильмах Раджа Капура.

img

Россия

—  уходит от парадности и напыщенности фильмов

—  после смерти Сталина появляется множество попыток критического осмысления современности (Хуциев — «Мне 20 лет», «Июльский дождь»), которое вызвало реакцию партии и попытку остановить кино-оттепель

—  проявление творческого начала режиссера-постановщика, разнообразие приемов и стилей

—  предметом исследования в кино становится современник, его мировоззрение, отношение к жизни, к людям, его понимание прошлого и будущего

—  фильмы не давали зрителю готовых рецептов поведения, они приглашали к размышлению, дискуссии

img
img

Индия

—  множество «артхаусных» фильмов, расцвет мелодрам и музыкальных комедий

img
1970-е

Впрочем, подъем и успех российского кинематографа в основном происходил локально, на территории нашей страны. В отличие от индийского, который с успехом распространялся в других странах, в частности, в СССР. Еще с 50-х за перипетиями любимых индийских героев молодые и старые коммунисты могли с упоением следить на экране. Это объясняется, в основном, тем, что Индия, как экзотическая страна, интересовала обывателей гораздо больше, чем непонятная, слишком самобытная жизнь социалистической России. Также, наши фильмы считались довольно примитивными из-за своей излишней театральности. Однако, и в индийском кино театральность доводилась до предела, но была скорее «изюминкой». Индийские фильмы допускались в СССР чаще, чем западные, поскольку не подрывали идеологические основы. Сами сюжеты индийского кино повествовали, в основном, о любви или народном эпосе.

В СССР, как и в Индии того времени, кинематограф обладал бешеной популярностью, поскольку являлся недорогим и доступным развлечением. Кинотеатры в обеих странах заполнялись до отказа, и все больше средств и людей вовлекалось в процесс кинопроизводства. Индия того периода занимает первое место по выпуску кинокартин. В СССР киноиндустрия приносила значительный доход государственной партийной казне и являлась отличным инструментом пропаганды.

img

Россия

— государство финансирует киноискусство

— начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия), которая могла не согласовывать свои действия с Госкино

img
img
img

Индия

— индийское кино, как отражение социальной действительности

— ориентация на интеллектуального зрителя, затрагивание сложных и болезненных проблем сегодняшней Индии — национальной интеграции, распада традиционной патриархальной семьи, положение женщины в обществе, противоборства старого и нового

1980-е

Восьмидесятые ознаменовались для российского и индийского кинематографа эпохой застоя. В СССР этот застой наблюдался и в политической, и в социально-экономической жизни. Горбачевский курс на «перестройку» внес большие изменения в жизнь нашей страны, и развитие рыночной экономики отразилось на состоянии кинематографа. Экономические причины повлияли и на застой кинопроизводства в Индии. Появление видеомагнитофонов привело к резкому снижению посещения кинотеатров, отсюда и возник кризис. Страна с большей частью бедного населения предпочла смотреть фильмы дома, перезаписывая из на кассеты, а не платить кинотеатрам за каждый просмотр.

Однако, несмотря на «перестройку» в СССР и экономические волнения, восьмидесятые ознаменовались для СССР резким увеличением тематического и жанрового разнообразия, дебютом новых актеров. Появляется возможность делать более резкие и независимые высказывания, и уставший от соцреализма народ активно этой возможностью пользуется.

img

Россия

— крупные киностудии перестают финансироваться

— проникновение зарубежной кинопродукции, иногда низкого уровня (порнография, малобюджетные боевики и т.д.) наносит ощутимый удар по отечественному кино

— распространение видеомагнитофонов и упадок посещаемости кинотеатров, пиратская продукция

— появилась профессия продюсера, незнакомая советскому кинематографу

img
img

Индия

— новые, оборудованные современной техникой кинотеатры

— выходят фильмы, отснятые, но не демонстрировавшиеся раньше

— музыка в Болливуде ушла на второй план. С Запада дул ветер Сталлоне и Шварценнеггера, поэтому подкачанные индийцы типа Митхуна Чакраборти гнули мускул и карали несправедливость. В целом, поздние индийские фильмы начали представлять собой нечто среднее между популярным и серьезным кино

1990-е

Кризис индийского кинопроизводства сменился подъемом в результате появления на экране музыкальных и зрелищных фильмов. Например, в 1990-м году в Индии было снято 948 фильмов. Количество картин, снимаемых в эти годы, могло соперничать даже с количеством карри в индийской кухне. Стабилизация экономики тоже сыграла свою роль, и ежегодный прирост прибыли от кинематографа составил 15%. Фильмы стали финансироваться банками, а кинозвезды соперничали по сумме гонораров с западными (в эквиваленте). Появилось множество журналов о кино, хотя в СССР, а позже в России, киножурналы были популярным явлением. В России отечественное кино в этот период стало резко проигрывать по сборам и зрительскому интересу западному кинематографу. Неудивительно, что люди, за столько лет пресыщенные видами поднятой целины, стали отчаянно хвататься за фильмы с Ван Даммом и эффектными красотками. Однако, открытие границ после падения СССР ознаменовалось увеличением интереса к российскому кино со стороны западного сообщества. Оскароносные «Утомленные солнцем» Михалкова считались шедевром.

img

Россия

— есть мнение, что девяностые были десятилетием надежд, а нулевые стали десятилетием разочарований. В девяностых было чувство, что вот-вот — и в России станет как в Европе, а в нулевые стало ясно, что скорее уж в Европе будет как в России

— появление нового поколения талантливых режиссёров, которые плодотворно начали работать в тот период и несомненно трудятся над своими творческими шедеврами и по сей день

img
img

Индия

— к  началу 90-х Болливуд становится образцом для всех киностудий Южной Азии

— древнеиндийские эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, оказали глубокое влияние на мысли и образы индийского популярного кино, особенно сюжетно-тематических картин. Среди примеров этого влияния — техники побочного сюжета, предыстории и сюжета внутри сюжета. Индийские популярные фильмы часто имеют сюжеты с отклоняющимися от них побочными сюжетными линиями; такое рассредоточение повествования очевидно в фильмах 1993 года «Злодей» и «Gardish»

2000-е

Новое тысячелетие в России началось с появления компаний по производству массовых малобюджетных фильмов (Амедиа, КостаФильм, ТелеРоман и т.д.). Возросло количество малобюджетных российских сериалов, в количестве более 100 штук ежегодно, которые заполнили российское телевидение подобно индийским музыкальным фильмам на их экранах в 90-е. В этот период Россия и Индия разительнее всего расходятся в подходе к кинематографу и его качестве. Российское кино производит много фильмов, но их качество и профессионализм падает обратно пропорционально их количеству. Мировой кризис 2008 года практически не изменил эту ситуацию. Конечно, производство многих кинолент было приостановлено, но тенденция развивалась уже по инерции. Кроме того, Россия производила еще и прибыльные мультфильмы: Смешарики, Лунтик, Маша и Медведь. В Индии же, на тот момент самой кинопроизводящей стране (по данным журнала «Эксперт»), ситуация практически идентична, но качество фильмов растет, так же, как и международная популярность индийского кинематографа. Индия взяла не только азиатский, но и международный рынок.

img

Россия

— свой вклад в возрождение отечественного кинематографа внесла РПЦ, при её участии на экраны страны вышли художественные фильмы «Остров» (2006), «Поп» (2009) и другие киноленты

— возвращение к прошлому— начинают снимать современные версии советских фильмов

— на сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении

— большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю

— снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино

img
img

Индия

— заимствование сюжета не является чем-то неприемлемым для индийского кинематографа, поскольку сюжетная линия второстепенна, главное — сопереживать герою (возникает любопытная ситуация, когда некий фильм переснимается одним и тем же режиссером с теми же актерами буквально покадрово, с той лишь разницей, что в главной роли теперь — более популярный среди местной публики актер)

— вы не увидите там постельных сцен никогда. Поцелуев, как и обнаженных тел, постепенно становится больше, но все равно основной эмоциональный накал неизменно достигается в песнях

— тенденции в индийском кино сильно изменились, режиссеры тяготеют к западным стандартам, используя самые современные технологии. Стало совсем мало или исчезло почти полностью обилие танцев и песен

Заключение

Подводя итог всему разнообразию фильмов и факторов, эпох, актеров, танцев, песен и страданий, можно сказать одно: несмотря на различия в исторических событиях, в удивительно непохожих условиях, целях и средствах, можно обнаружить и нечто общее для кинематографа двух стран. Образ героя практически идентичен, любовь к мелодрамам — безгранична, взаимопроникновение культур происходит по сей день, а эпичность подхода к кинематографу в наших странах просто запредельная и невероятно схожая. Разница в том, кто финансировал проекты, и в географическом факторе. Наш герой побеждает зло на фоне берез, а индийский Герой — на фоне слонов, а прекрасная дама скромно покрывает косу или сари, или павлопосадским платком. Да и в боевых сценах, обе наши страны заставляют своих актеров драться так, что по швам трещит не только помещение, но и сама кинопленка, а звуки ударов такие хлесткие, что оглушают даже задние ряды в кинотеатрах. В итоге, разные события ведут к формированию схожей эстетической привязанности, а кто танцует на поднятой целине — Парвати или Аленушка, уже не так важно. Все мы, в разных географических точках, окруженные неблагополучием, несправедливостью, бедностью и страхом, тянемся к Великому Всепоглощающему Добру, показывая эти образы там, где можем спрятаться от суровой реальности хоть ненадолго — в нашем любимом кино.

img
img
img
img
img
comments powered by Disqus